top of page

К ощущению единства жизни через соединение внешнего и внутреннего (Метод Прогоффа. Часть 4)


Когда мы соприкасаемся с внутренним измерением нашей реальности, ночные сны и образы из нашего воображения в сумеречном состоянии (снах на яву), как правило, являются нам в странной, символической форме. Какова же связь между движением этих образов, возникающих из самой глубины бессознательного, и опытом нашей повседневной жизни? Как (и можно ли вообще) их интегрировать?!




Прогофф предлагает решать этот важный вопрос каждому из нас лично, но не напрямую, полагаясь на интеллектуальные размышления, а с помощью одного из наиболее прекрасных из предлагаемых им в работе со сновидениями упражнений-медитаций. В нём мы позволяем осознанию этой взаимосвязи самой проявиться перед нами в символической, образной форме, а затем совершаем соединение и интегрируем внутренний и внешний аспект нашей жизни в удивительном завершающем ритуале.


***


Мы сидим в тишине. Мы закрываем глаза и позволяем дыханию успокоиться. Позволяем себе словно соскользнуть в неподвижность. Нет мыслей. Теперь мы готовы к тому, чтобы соприкоснуться и ощутить непрерывно разворачивающийся внутри нас процесс жизни. Мы не думаем о нём, а позволяем ему самому предстать перед нами.


Мы обращаем своё внимание к той серии сновидений, что избрали изначально для нашей работы. Просматривая её перед мысленным взором, словно в кино, стоит уделить внимание не сколько деталям, сколько эмоциональному фону и самому характеру движения, прежде всего, его ритму. Например, позволить себе прочувствовать энергию прорастающего семени или распускающегося цветка; или полностью погрузиться в движение борьбы, преследования и спасения; разрушения и возрождения. Мы словно заполняем себе этим опытом, погружаемся в него.


Далее, мы точно также добавляем наш опыт сумеречного воображения, где мы позволили нашим образам из снов продолжать своё развитие. Мы ощущаем их как единый непрерывный, разворачивающийся внутри процесс. Когда этот опыт заполняет нас целиком, мы удерживаем его, прекращая движение. Удерживаем там где он есть, словно держа в руке.


Сохраняя ощущение нашего внутреннего глубинного процесса как основу, мы теперь обращаемся к точно такому же движению, но происходящему на поверхности нашей жизни. Мы просматриваем перед своим мысленным взором историю нашей жизни, те главные моменты, поворотные узлы нашей судьбы, что возникают из памяти (в методе Прогоффа отдельное внимание уделяется пересмотру жизненной истории и в том случае, если такая работа уже проделана, это делает весь процесс более эффективным). Это не только внешние события, но и наши чувства, эмоции, мысли, надежды, связанные с ними. Наши мечты и планы, препятствия на их пути, победы и поражения, надежды и страхи…И, точно также, мы уделяем внимание не столько деталям обстоятельств, сколько своим ощущениям от разворачивающегося у нас в воображении движения и его ритму. Особо мы уделяем внимание всему, что относится к нынешнему периоду нашей жизни вплоть до настоящего момента.


Продолжая пребывать в таком медитативном состоянии внутренней тишины и позволяя непрерывному потоку событий, чувств и мыслей всей жизни разворачиваться перед вашим мысленным взором, позвольте себе ощутить единство этого потока. Сохраняя восприятие движения, ощутите его цельность, реальность вашей жизни как нечто цельного. Представьте, что она словно принимает какую-то определённую, видимую форму. Она становится настолько отчётливой, что ее можно уже не только увидеть, но и потрогать, можно взять в свою руку. На символическом уровне сделайте это. Какой бы формы ваша жизнь ни предстала теперь в воображении - возьмите её в левую ладонь. Символически вы держите на своей левой ладони ваше бессознательное восприятие собственной жизни того, как она разворачивалась на внешнем уровне вашего существования.


А теперь, не выходя из этого медитативного состояния сна на яву, вспомните, вернитесь ещё раз к ощущению внутреннего глубинного процесса, того, что проявляется в сновидениях во снах и наяву. Представьте, что вы кладёте его на свою правую ладонь. Или если визуального образа не возникло, то просто представьте себе испытанное вами ощущение движения внутреннего процесса вашей жизни на своей правой ладони.


И вот вы символически держите на ладонях сами сущности внутреннего и внешнего процессов вашей жизни. Взвесьте их на своих ладонях, словно на весах. Почувствуйте баланс между ними и словно откалибруйте свои внутренние весы, чтобы внешнее и внутренне выровнялось и оказалось в гармоничном балансе.


Когда вы почувствуете, что баланс установлен, мысленно спросите: Что же эти две части вашего существования хотят сообщить друг другу? И, что они хотят сообщить вам, когда вы помещаете их рядом? В этот момент внутренней балансировки будьте особенно открыты к любым новым образам, чувствам, эмоциям, мыслям, инсайтам и идеям, особенно новым вдохновениям и планам, что вдруг возникнут. Это не время целенаправленных размышлений, но время быть подчёркнуто чувствительным к любым спонтанно возникающим осознаваниям. Этот процесс балансировки полюсов нашего опыта, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, особенно продуктивен для достижения новых осознаваний. Это процесс внутренней балансировки, неаналитической само интеграции, в котором новый синтез возникает словно сам по себе.


Этот опыт очень ценен и важно записать его детали в свой дневник или журнал как можно подробнее. Но не начинайте тут же обдумывать или пытаться интерпретировать этот опыт в процессе самого упражнения! Просто запишите его сейчас, и обратитесь к размышлениям над ним позже. Очень часто бывает, что значимость переживаний, инсайтов и идей, возникающих в процессе этого упражнения, осознаётся намного позже. С другой стороны, очень часто они дают очень богатый материал как для внутреннего само исследования, так и для понимания различных сторон вашей жизни и взаимоотношений с другими.

216 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page